iNau. Новости образования

Применение компьютера для сбора данных, их обработки и представления результатов в сочетании с формированием учебной установки на вертикальной поверхности классной доски обеспечивает высокий уровень наглядности и информативности эксперимента.

Применение компьютеризованного эксперимента при обучении физике в профильной школе и подготовке к поступлению в ВУЗ

Использование компьютерной измерительной системы и цифровых измерительных приборов для метрологического обеспечения образовательного эксперимента внесло ряд новых моментов в подготовку и проведение демонстрационного эксперимента на уроке физики, изменило не только организацию эксперимента, но и существенно расширило его возможности в рамках урока.

Научные разработки НИОКР Эксперимент проводится на основе сценария, заранее введенного в компьютерную программу и подробно описанного в методическом руководстве, с применением оборудования, специально сконструированного с учетом использования датчиков или цифровых измерительных приборов.

Результаты немедленно выводятся на экран компьютера или подключенный к нему видео проектор в виде цифр, диаграмм, графиков и таблиц.

Изменение содержания эксперимента связано с отсутствием ограничений на точность проводимых измерений, возможностями одновременной регистрации нескольких параметров физической системы и измерения нескольких интервалов времени в рамках одного запуска движения механической системы, регистрации однократных импульсных процессов в электродинамике, наличием элементов управления демонстрационной установкой от компьютера и проведением совместной обработки данных, полученных в серии последовательных опытов.

Большие возможности, заложенные в цифровой измерительный комплекс, позволяют не только повторить традиционные эксперименты на новом уровне, но и поставить опыты, проведение которых на школьном оборудовании ранее было невозможно. В качестве примеров таких экспериментов можно привести прямое количественное сравнение теплофизических характеристик различных тел и материалов (теплоемкость, теплопроводность, удельная теплота сгорания топлива и т.п.), изучение законов сохранения импульса и энергии на примере столкновения двух тел с измерением их скоростей до и после взаимодействия, демонстрацию развития колебаний в условиях резонанса, осциллографическую регистрацию напряжений и токов, возникающих вследствие явлений индукции и самоиндукции и т.п.

Применение новой системы оборудования кабинета физики обеспечивает зрелищность и динамичность эксперимента, выразительность результатов и доступность их интерпретации для учащихся, одним словом, выводит учебный процесс на уровень требований сегодняшнего дня.

Преподавание дисциплин естественнонаучного цикла невозможно без проведения эксперимента, как демонстрационного, так и выполняемого самими учащимися. И в этом плане компьютер предоставляет действительно уникальные возможности, поскольку легко превращается в универсальный измерительный прибор. Компьютерная лаборатория состоит из измерительного блока, системы датчиков и комплектов оборудования для проведения конкретных опытов по различным разделам физики, химии и биологии. Поступающие в компьютер данные измерений обрабатывается в соответствии со сценарием эксперимента и демонстрируется на экране монитора в виде цифровой информации или графика.

Компьютерная лаборатория позволяет в рамках небольшой группы учащихся организовать также и их индивидуальную учебно-исследовательскую деятельность, как по отдельным предметам естественнонаучного цикла, так и интегрированного характера.