iNau. Новости образования

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УЧЕБНЫМ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ, НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МОДЕЛИРОВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Глоссарий

Учебная техника – совокупность технических средств обеспечения и управления учебным процессом.

Учебное оборудование (средства обучения) – учебная техника, используемая в образовательном процессе для реализации требований ФГОС общего образования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ.

Демонстрационная учебная техника (демонстрационное учебное оборудование) – учебная техника, предназначенная для демонстрации изучаемого объекта или явления одновременно группе обучающихся и обладающая свойствами, которые позволяют видеть предмет и/или демонстрируемые явления.

Лабораторная учебная техника (лабораторное, учебно-лабораторное оборудование) – учебная техника, применяемая при проведении лабораторных и практических занятий.

Наглядные средства обучения – учебная техника, обеспечивающая визуально-звуковое представление объекта изучения.

Технические средства обучения (ТСО) – специализированные технические средства, особая группа учебного оборудования, включающая системы, комплексы, устройства и аппаратуру, применяемые для предъявления и обработки информации в образовательном процессе с целью повышения его эффективности. К этой группе относят также средства информационно-коммуникационных технологий – компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники и др.

Комплект технического оснащения – совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих и взаимодействующих средств обучения, имеющих единую целевую направленность.

Комплект оснащения – комплект технического оснащения, поддерживаемый инструктивно- и учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о нем.

1.1. Цели и назначение Рекомендаций

Целью разработки Рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (далее – Рекомендации), является формирование методической основы для создания региональных (муниципальных, институциональных) программ обновления материально-технической базы общеобразовательных учреждений, конкретизированных перечней оснащения общеобразовательных учреждений, обеспечивающих выполнение требований ФГОС ООО к условиям реализации основных образовательных программ, организации предусмотренной программами внеурочной деятельности, в том числе проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся. Рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной информационно-образовательной среды, необходимой для реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ на основной ступени общего образования, установленных ФГОС ООО. Они исходят из задач комплексного использования учебной техники, обеспечения системно-деятельностного подхода, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным проектным и поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.

Рекомендации могут быть адаптированы к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, социокультурным условиям.

Рекомендации разработаны на основе требований ФГОС ООО к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования, в соответствии с которыми учебные кабинеты, помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должны содержать полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности.

Оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий;

овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования  и ориентации в мире профессий;

индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы;

формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности;

включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность;

проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций;

проектирования и конструирования, управления объектами, программирования;

создания обучающимися материальных и информационных объектов.

Рекомендации охватывают все предметные области, а также внеурочную деятельность, предусмотренную ФГОС основного общего образования, в том числе учебно-исследовательскую и проектную, а также основные направления моделирования и технического творчества обучающихся.

1.2. Нормативные основания



Предлагаемые Рекомендации разработаны в соответствии со ст. 7 ФЗ «Об образовании», ФГОС ООО, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, ГОСТ Р52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», ГОСТ Р52620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения», ГОСТ Р53626-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения», ГОСТ Р53909-2010 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебная техника. Термины и определения».



1.3. Область применения Рекомендаций

Предлагаемые Рекомендации могут быть использованы всеми образовательными учреждениями, реализующими программы основного общего образования, органами, осуществляющими управление в сфере образования, методическими службами при лицензировании образовательных учреждений, формировании государственных (муниципальных) заданий, проектировании программ развития образования различных уровней, разработке программ (графиков, дорожных карт) введения ФГОС, разработчиками и производителями продукции для сферы
образования и др. Рекомендации могут быть также использованы при разработке новых видов оснащения и оборудования образовательного процесса.



  1. Комплектно-модульное построение оснащения образовательного учреждения

Оснащение образовательного процесса в образовательном учреждении может осуществляться на одном из двух уровней: минимальном или повышенном. Образовательное учреждение, оснащенное на повышенном уровне, может служить ресурсным центром при сетевом взаимодействии с другими образовательными учреждениями.

Оснащение образовательного учреждения строится по принципу конструктора, который предоставляет возможность использовать как весь набор оборудования, так и отдельные его составляющие.

Уровень оснащения обеспечивается соответствующим набором комплектов, модулей, отдельных составляющих комплектов и модулей.

Уровень и особенности оснащения образовательного учреждения определяются в соответствии с целевыми установками и особенностями основной образовательной программы образовательного учреждения, сформированной на основе запросов участников образовательного процесса, а также социально-педагогическими условиями населенного пункта, муниципального образования и т.д.

Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:

  1. общешкольное оснащение;

  2. оснащение предметных кабинетов;

  3. оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование,

научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная деятельность.



Каждый из комплектов может включать несколько модулей: технические средства обучения, лабораторное оборудование, наглядные средства обучения, информационно-методическую поддержку педагогического работника. Модуль информационно-методической поддержки педагогического работника содержит инструктивно-методические материалы, программы (модули, курсы) повышения квалификации педагогических работников по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе.

Технические средства обучения содержат модули, отражающие функциональную, технологическую, организационную специфику и направленность и обеспечивающие согласованность их совместного использования, а также взаимодействие и согласованность с другой учебной техникой в образовательном процессе.

Лабораторное и демонстрационное оборудование включают предметно-тематические модули и модули оборудования общего назначения, также отражающие специфику учебного предмета.

Учебное оборудование, включенное в комплекты для основной ступени общего образования, должно обеспечить возможность проведения таких трех форм экспериментов, соответствующих требованиям к результатам освоения основных образовательных программ и примерным программам учебных предметов, как: демонстрационный эксперимент, фронтальный лабораторный эксперимент и эксперимент (групповой, индивидуальный) в рамках внеурочной проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также технического творчества и моделирования.



  1. Оснащение образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования



3.1. Оснащение образовательного учреждения должно формироваться на основе следующих принципов:

3.2. Совокупность комплектов оснащения должна обеспечивать возможность:

управлять учебным процессом;

создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;

создавать, обрабатывать и редактировать звук;

создавать, обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения;

индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;

работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;

визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);

размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые участниками учебного процесса информационные ресурсы);

проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной

образовательной программы общего образования;

проводить различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную

(дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;

осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное

(посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса

для решения задач управления образовательной деятельностью;

осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в

сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.



Среда деятельности учителя и учащегося должна обеспечивать возможность:

строить динамические компьютерные модели объектов и процессов;

проводить виртуальные эксперименты и анализ полученных при этом результатов;

анализировать зависимость поведения рассматриваемого объекта от его параметров, начальных и граничных условий;

выдвигать гипотезы, объясняющие ход исследуемых процессов;

сравнивать виртуальные процессы с наблюдаемыми в реальном эксперименте и с математическими моделями процессов.



  1. Общешкольное оснащение

К общешкольному оснащению относится оборудование, не закрепленное за предметными кабинетами, использующееся в многопредметных проектах, воспитательной работе, создании единой информационной сети и управлении образовательным учреждением и пр. К данному оборудованию в большей степени относятся средства ИКТ, позволяющие производить сбор, хранение, обработку информации, а также обеспечивать ее представление, распространение и управление. Такое оборудование многофункционально, интегративно, оно используется для различных видов урочной и внеурочной деятельности, для торжественных актов школы, на межшкольных семинарах, для работы с родителями и общественностью. Оно может быть размещено также в помещениях для самостоятельной работы обучающихся после уроков (медиатека, читальный зал библиотеки и т. д.). Это может быть комплект мобильного оборудования – ноутбуки, переносные интерактивные устройства, проекторы, организованные в виде передвижных многофункциональных компьютерных классов, автоматизированных рабочих мест педагогов-предметников, обучающихся (с учетом возможностей передвижения в пределах одного этажа, двух и более этажей при наличии лифтового хозяйства).

ФГОС ООО предъявляет требования к наличию информационно-образовательной среды, обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение работ учителей и учащихся, взаимодействие участников образовательного процесса. Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера, рабочих мест представителей администрации школы, педагогов, обучающихся, возможности интеграции их в Интернет.



5. Общие рекомендации по оснащению учебных кабинетов для основной ступени общего образования



Оснащение учебных кабинетов должно обеспечиваться оборудованием автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся, а также набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса. Автоматизированное рабочее место включает не только собственно компьютерное рабочее место, но и специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности.

Цифровые измерительные приборы существенно расширяют эффективность школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, дают новые возможности для проектной деятельности. В области естественных наук расширение указанных возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов измерения и обработки данных, в математике – использованием виртуальных лабораторий, в ряде других предметов – возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ. В виртуальных лабораториях учащиеся могут провести и демонстрационные опыты учителя и значительное число других экспериментов.

Потребность использования АРМ обучающихся при изучении различных предметных областей определяет организационную модификацию данного комплекта: организация стационарных автоматизированных рабочих мест обучающихся либо комплект общешкольного оснащения.

Традиционные средства обучения по предметным областям должны содержать различные средства наглядности, а также лабораторное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и пр.

Традиционные средства обучения используются самостоятельно, а также совместно со средствами ИКТ и повышают их функциональность и эффективность использования в образовательном процессе.







Таблица

Минимальное оснащение учебных кабинетов для основной ступени общего образования

п/п

Наименование модуля

Состав и предназначение оборудования,

входящего в модуль

Количественный состав автоматизированного рабочего места

педагога

обучаю-щихся

1

Модуль: технические средства обучения

1.1.

Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК)

СПАК является составной частью информационно-образовательной среды образовательного учреждения, обеспечивает решение профессиональных задач педагога с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). СПАК должен обеспечивать сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Все технические средств СПАК должны быть скоммутированы между собой.

СПАК должен включать:

  1. Компьютер портативный (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением

  2. Интерактивное оборудование

    1. Интерактивная доска (или интерактивное устройство)

    2. Проектор мультимедийный

    3. Визуализатор цифровой

  3. Оборудование для тестирования и сохранения качества знаний обучающихся

  4. Копировально-множительная техника

    1. Печатное, копировальное, сканирующие устройства (отдельные элементы или в виде многофункционального устройства, в соответствии с целями и задачами использования оборудования в образовательном процессе)

  5. Прочее оборудование



Аппаратное и программное обеспечение компьютера должно обеспечивать: управление учебным процессом; создание и редактирование электронных таблиц, текстов и презентаций; создание, обработку и редактирование звука; создание, обработку и редактирование растровых, векторных и видеоизображений; создание и редактирование интерактивных учебных материалов, образовательных ресурсов, творческих работ со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами; работу с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности; визуализирование исторических данных (создание ленты времени и др.); возможность размещения, систематизирования и хранения (накапливания) материалов образовательного процесса; проведение мониторинга и фиксацию хода учебного процесса и результатов освоения основной образовательной программы общего образования; проведение различных видов и форм контроля знаний, умений и навыков, осуществление адаптивной (дифференцированной) подготовки к государственной (итоговой) аттестации; осуществление взаимодействия между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; возможность безопасного доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам и пр. Программное обеспечение компьютеров педагога и обучающихся должно иметь одинаковый интерфейс.

Интерактивное оборудование предназначено для визуализации учебного материала, полученного с цифровых и нецифровых носителей, на интерактивном экране, сохранения результатов образовательного процесса и образовательных достижений (формирование портфолио) обучающихся.

Копировально-множительная техника предназначена для тиражирования учебного материала, сохранения в цифровом формате результатов образовательного процесса и образовательных достижений (формирование портфолио) обучающихся.

Прочее оборудование включает фото и/или видео технику, гарнитуру, устройства для коммутации оборудования.













1 ед.







1 ед.

1 ед.







1 ед.

1 ед.





1 ед.









1 компл.




















х







х

х







х

х





х









х












1.2.

Специализированный программно-аппаратный комплекс обучающихся (СПАК)

СПАК является составной частью информационно-образовательной среды образовательного учреждения, обеспечивает решение учебно-познавательных задач обучающихся с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). СПАК должен обеспечивать сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Все технические средств СПАК должны быть скоммутированы между собой.

СПАК должен включать:

  1. Компьютер портативный (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением

  2. Прочее оборудование



Аппаратное и программное обеспечение компьютера должно обеспечивать: управление учебным процессом; создание и редактирование электронных таблиц, текстов и презентаций; создание, обработку и редактирование звука; создание, обработку и редактирование растровых, векторных и видеоизображений; создание и редактирование интерактивных учебных материалов, образовательных ресурсов, творческих работ со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами; работу с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности; визуализирование исторических данных (создание ленты времени и др.); возможность размещения, систематизирования и хранения (накапливания) материалов образовательного процесса; проведение мониторинга и фиксацию хода учебного процесса и результатов освоения основной образовательной программы общего образования; проведение различных видов и форм контроля знаний, умений и навыков, осуществление адаптивной (дифференцированной) подготовки к государственной (итоговой) аттестации; осуществление взаимодействия между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; возможность безопасного доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам и пр. Программное обеспечение компьютеров педагога и обучающихся должно иметь одинаковый интерфейс.

Прочее оборудование включает фото и/или видео технику, гарнитуры, веб-камеры, графические планшеты, устройства для коммутации оборудования, устройства для организации локальной беспроводной сети и пр.













х





х














1 ед. на 1 чел.



1 компл.


1.3.

Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки портативных компьютеров, прочего учебного оборудования






Универсальная платформа обеспечивает межпредметное (межкабинетное) использование оборудования.





1 ед.

2.

Модуль: лабораторное оборудование

2.1.

Обучающая цифровая лабораторная учебная техника


Может быть представлена в виде полнофункционального мобильного и/или стационарного лабораторного комплекса (комплексов), предназначенного для организации учебной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, для формирования у обучающихся навыков цифрового измерения результатов проведения натурных экспериментов в пределах учебного помещения и вне его.

Обучающая цифровая лабораторная учебная техника

включает:

  1. Комплект цифровых датчиков, регистраторов данных для проведения естественно-научных экспериментов

  2. Цифровой микроскоп

  3. Комплект лабораторных приборов и инструментов, микропрепаратов и пр., обеспечивающих корректную постановку экспериментов, наблюдений, опытов с использованием цифровой лабораторной учебной техники.























один комплект демон-страцион-ного оборудо-вания
























по одному комплекту оборудова-ния на 4 – 6 чел.




2.2.

Обучающая традиционная лабораторная учебная техника


Может быть представлена наборами традиционных лабораторных приборов, используемых обучающимися при постановке экспериментов, наблюдений, опытов по программам учебных предметов и внеурочной деятельности, в качестве дополнения к обучающей цифровой лабораторной технике.

один комплект демон-страцион-ного оборудо-вания


по одному комплекту оборудова-ния на 4 – 6 чел.




2.3.

Учебная техника для отработки практических действий и навыков, проектирования и конструирования

Может быть представлена наборами конструкторов, робототехники, тренажерами и пр., предназначенными для моделирования, технического творчества и проектной деятельности, отработки практических навыков в области безопасности жизнедеятельности, трудовых навыков и пр.

х

по одному комплекту оборудова-ния на 4 – 6 чел.

3.

Модуль: наглядные пособия по предметам

3.1.

Наглядные пособия по предметам

Могут быть представлены учебной техникой, обеспечивающей визуально-звуковое представление объекта изучения.

Наглядные пособия по предметам включают: электронные образовательные ресурсы (ЭОР), а также традиционные: объёмные пособия – макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т.д.; плоскостные пособия – таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи и т.п.

один комплект демон-страцион-ного оборудо-вания


по одному комплекту оборудова-ния на одного или группу обучающихся




4.

Модуль: информационно-методической поддержки педагогического работника

4.1.

Методические материалы для педагогического работника по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе

Материалы должны содержать руководство пользователя по подключению, наладке комплекта или отдельных модулей комплекта, описание конструктивных особенностей и технологии работы с оборудованием, примеры практической работы с оборудованием, описание порядка постановки экспериментов с использованием оборудования и пр.


4.2.

Программы (модули, курсы) повышения квалификации педагогических работников по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе

Разработанные программы (модули, курсы) могут являться частью программ повышения квалификации, обеспечивающих в соответствии с требованиями ФГОС ООО непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет.

  1. Оснащение внеурочной деятельности обучающихся, в том числе моделирования, технического творчества и проектной деятельности



Внеурочная деятельность обучающихся, в том числе моделирование, техническое творчество и проектная деятельность, может быть организована с использованием учебной техники учебных кабинетов с повышенным уровнем оснащения, а также на базе специально созданных и оснащенных на повышенном уровне лабораторий, мастерских, помещений для технического творчества и моделирования, предусмотренных требованиями ФГОС ООО.

Повышенный уровень оснащения образовательного процесса требует создания дополнительного специализированного модуля, при работе с которым деятельность школьников будет носить преимущественно исследовательский характер с использованием расширенного набора цифрового измерительного оборудования и программного обеспечения, современных нанотехнологий и робототехники. Инструментальная среда для моделирования должна представлять собой практикум (виртуальный компьютерный конструктор, максимально приспособленный для использования в учебных целях). Она должна являться проектной средой, предназначенной для создания моделей различных явлений, проведения численных экспериментов.

При организации деятельности обучающихся должны использоваться новые информационные технологии: мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, обучающие компьютерные программы,

электронные библиотеки, которые включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики.

Деятельность обучающихся должна быть обеспечена необходимыми расходными материалами.