Глоссарий
Учебная техника – совокупность технических средств обеспечения и управления учебным процессом.
Учебное оборудование (средства обучения) – учебная техника, используемая в образовательном процессе для реализации требований ФГОС общего образования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ.
Демонстрационная учебная техника (демонстрационное учебное оборудование) – учебная техника, предназначенная для демонстрации изучаемого объекта или явления одновременно группе обучающихся и обладающая свойствами, которые позволяют видеть предмет и/или демонстрируемые явления.
Лабораторная учебная техника (лабораторное, учебно-лабораторное оборудование) – учебная техника, применяемая при проведении лабораторных и практических занятий.
Наглядные средства обучения – учебная техника, обеспечивающая визуально-звуковое представление объекта изучения.
Технические средства обучения (ТСО) – специализированные технические средства, особая группа учебного оборудования, включающая системы, комплексы, устройства и аппаратуру, применяемые для предъявления и обработки информации в образовательном процессе с целью повышения его эффективности. К этой группе относят также средства информационно-коммуникационных технологий – компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники и др.
Комплект технического оснащения – совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих и взаимодействующих средств обучения, имеющих единую целевую направленность.
Комплект оснащения – комплект технического оснащения, поддерживаемый инструктивно- и учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о нем.
1.1. Цели и назначение Рекомендаций
Целью разработки Рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (далее – Рекомендации), является формирование методической основы для создания региональных (муниципальных, институциональных) программ обновления материально-технической базы общеобразовательных учреждений, конкретизированных перечней оснащения общеобразовательных учреждений, обеспечивающих выполнение требований ФГОС ООО к условиям реализации основных образовательных программ, организации предусмотренной программами внеурочной деятельности, в том числе проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся. Рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной информационно-образовательной среды, необходимой для реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ на основной ступени общего образования, установленных ФГОС ООО. Они исходят из задач комплексного использования учебной техники, обеспечения системно-деятельностного подхода, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным проектным и поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.
Рекомендации могут быть адаптированы к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, социокультурным условиям.
Рекомендации разработаны на основе требований ФГОС ООО к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования, в соответствии с которыми учебные кабинеты, помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должны содержать полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности.
Оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
– достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
– развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий;
– овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
– индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы;
– формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности;
– включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность;
– проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций;
– проектирования и конструирования, управления объектами, программирования;
– создания обучающимися материальных и информационных объектов.
Рекомендации охватывают все предметные области, а также внеурочную деятельность, предусмотренную ФГОС основного общего образования, в том числе учебно-исследовательскую и проектную, а также основные направления моделирования и технического творчества обучающихся.
1.2. Нормативные основания
Предлагаемые Рекомендации разработаны в соответствии со ст. 7 ФЗ «Об образовании», ФГОС ООО, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, ГОСТ Р52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», ГОСТ Р52620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения», ГОСТ Р53626-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения», ГОСТ Р53909-2010 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебная техника. Термины и определения».
1.3. Область применения Рекомендаций
Предлагаемые
Рекомендации могут быть использованы всеми образовательными
учреждениями, реализующими программы основного общего образования,
органами, осуществляющими управление в сфере образования,
методическими службами при лицензировании образовательных
учреждений, формировании государственных (муниципальных) заданий,
проектировании программ развития образования различных уровней,
разработке программ (графиков, дорожных карт) введения ФГОС,
разработчиками и производителями продукции для сферы
образования
и др. Рекомендации могут быть также использованы при разработке
новых видов оснащения и оборудования образовательного процесса.
Комплектно-модульное построение оснащения образовательного учреждения
Оснащение образовательного процесса в образовательном учреждении может осуществляться на одном из двух уровней: минимальном или повышенном. Образовательное учреждение, оснащенное на повышенном уровне, может служить ресурсным центром при сетевом взаимодействии с другими образовательными учреждениями.
Оснащение образовательного учреждения строится по принципу конструктора, который предоставляет возможность использовать как весь набор оборудования, так и отдельные его составляющие.
Уровень оснащения обеспечивается соответствующим набором комплектов, модулей, отдельных составляющих комплектов и модулей.
Уровень и особенности оснащения образовательного учреждения определяются в соответствии с целевыми установками и особенностями основной образовательной программы образовательного учреждения, сформированной на основе запросов участников образовательного процесса, а также социально-педагогическими условиями населенного пункта, муниципального образования и т.д.
Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:
общешкольное оснащение;
оснащение предметных кабинетов;
оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование,
научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная деятельность.
Каждый из комплектов может включать несколько модулей: технические средства обучения, лабораторное оборудование, наглядные средства обучения, информационно-методическую поддержку педагогического работника. Модуль информационно-методической поддержки педагогического работника содержит инструктивно-методические материалы, программы (модули, курсы) повышения квалификации педагогических работников по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе.
Технические средства обучения содержат модули, отражающие функциональную, технологическую, организационную специфику и направленность и обеспечивающие согласованность их совместного использования, а также взаимодействие и согласованность с другой учебной техникой в образовательном процессе.
Лабораторное и демонстрационное оборудование включают предметно-тематические модули и модули оборудования общего назначения, также отражающие специфику учебного предмета.
Учебное оборудование, включенное в комплекты для основной ступени общего образования, должно обеспечить возможность проведения таких трех форм экспериментов, соответствующих требованиям к результатам освоения основных образовательных программ и примерным программам учебных предметов, как: демонстрационный эксперимент, фронтальный лабораторный эксперимент и эксперимент (групповой, индивидуальный) в рамках внеурочной проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также технического творчества и моделирования.
Оснащение образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования
3.1. Оснащение образовательного учреждения должно формироваться на основе следующих принципов:
соответствие требованиям ФГОС ООО, обеспечение преемственности с оснащением для начального общего образования;
учет возрастных психолого-педагогических особенностей обучающихся;
необходимость и достаточность оснащения образовательного процесса для полной реализации основных образовательных программ основного общего образования, в том числе части, формируемой участниками образовательного процесса;
универсальность – возможность применения одного и того же учебного оборудования для решения комплекса задач в учебной и внеурочной деятельности, в различных предметных областях, с использованием различных методик обучения и пр.;
комплектность и модульность, позволяющие реализовать различные основные образовательные программы с учетом реальных особенностей образовательных учреждений и основных образовательных программ, различных рабочих программ и учебно-методических комплексов, направлений внеурочной деятельности, а также потребностей участников образовательного процесса;
обеспечение эргономичного режима работы участников образовательного процесса;
согласованность совместного использования (содержательная, функциональная, технологическая, программная и пр.);
соответствие санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим требованиям, пожарной и электробезопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений.
3.2. Совокупность комплектов оснащения должна обеспечивать возможность:
функционирования соответствующей требованиям ФГОС ООО информационно-образовательной среды образовательного учреждения;
реализации в полном объеме основных образовательных программ основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся;
использования современных образовательных технологий в учебной и внеурочной деятельности;
активного применения образовательных информационно-коммуникационных технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий);
безопасного доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам, расположенным в открытом доступе и (или) в федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов;
в электронной форме:
– управлять учебным процессом;
– создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
– формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;
– создавать, обрабатывать и редактировать звук;
– создавать, обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения;
– индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
– работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;
– визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);
– размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые участниками учебного процесса информационные ресурсы);
– проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной
образовательной программы общего образования;
– проводить различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную
(дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
– осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное
(посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса
для решения задач управления образовательной деятельностью;
– осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в
сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.
Среда деятельности учителя и учащегося должна обеспечивать возможность:
– строить динамические компьютерные модели объектов и процессов;
– проводить виртуальные эксперименты и анализ полученных при этом результатов;
– анализировать зависимость поведения рассматриваемого объекта от его параметров, начальных и граничных условий;
– выдвигать гипотезы, объясняющие ход исследуемых процессов;
– сравнивать виртуальные процессы с наблюдаемыми в реальном эксперименте и с математическими моделями процессов.
Общешкольное оснащение
К общешкольному оснащению относится оборудование, не закрепленное за предметными кабинетами, использующееся в многопредметных проектах, воспитательной работе, создании единой информационной сети и управлении образовательным учреждением и пр. К данному оборудованию в большей степени относятся средства ИКТ, позволяющие производить сбор, хранение, обработку информации, а также обеспечивать ее представление, распространение и управление. Такое оборудование многофункционально, интегративно, оно используется для различных видов урочной и внеурочной деятельности, для торжественных актов школы, на межшкольных семинарах, для работы с родителями и общественностью. Оно может быть размещено также в помещениях для самостоятельной работы обучающихся после уроков (медиатека, читальный зал библиотеки и т. д.). Это может быть комплект мобильного оборудования – ноутбуки, переносные интерактивные устройства, проекторы, организованные в виде передвижных многофункциональных компьютерных классов, автоматизированных рабочих мест педагогов-предметников, обучающихся (с учетом возможностей передвижения в пределах одного этажа, двух и более этажей при наличии лифтового хозяйства).
ФГОС ООО предъявляет требования к наличию информационно-образовательной среды, обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение работ учителей и учащихся, взаимодействие участников образовательного процесса. Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера, рабочих мест представителей администрации школы, педагогов, обучающихся, возможности интеграции их в Интернет.
5. Общие рекомендации по оснащению учебных кабинетов для основной ступени общего образования
Оснащение учебных кабинетов должно обеспечиваться оборудованием автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся, а также набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса. Автоматизированное рабочее место включает не только собственно компьютерное рабочее место, но и специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности.
Цифровые измерительные приборы существенно расширяют эффективность школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, дают новые возможности для проектной деятельности. В области естественных наук расширение указанных возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов измерения и обработки данных, в математике – использованием виртуальных лабораторий, в ряде других предметов – возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ. В виртуальных лабораториях учащиеся могут провести и демонстрационные опыты учителя и значительное число других экспериментов.
Потребность использования АРМ обучающихся при изучении различных предметных областей определяет организационную модификацию данного комплекта: организация стационарных автоматизированных рабочих мест обучающихся либо комплект общешкольного оснащения.
Традиционные средства обучения по предметным областям должны содержать различные средства наглядности, а также лабораторное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и пр.
Традиционные средства обучения используются самостоятельно, а также совместно со средствами ИКТ и повышают их функциональность и эффективность использования в образовательном процессе.
Таблица
Минимальное оснащение учебных кабинетов для основной ступени общего образования
№ п/п |
Наименование модуля |
Состав и предназначение оборудования, входящего в модуль |
Количественный состав автоматизированного рабочего места |
|
педагога |
обучаю-щихся |
|||
1 |
Модуль: технические средства обучения |
|||
1.1. |
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК) |
СПАК является составной частью информационно-образовательной среды образовательного учреждения, обеспечивает решение профессиональных задач педагога с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). СПАК должен обеспечивать сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Все технические средств СПАК должны быть скоммутированы между собой. СПАК должен включать:
Аппаратное и программное обеспечение компьютера должно обеспечивать: управление учебным процессом; создание и редактирование электронных таблиц, текстов и презентаций; создание, обработку и редактирование звука; создание, обработку и редактирование растровых, векторных и видеоизображений; создание и редактирование интерактивных учебных материалов, образовательных ресурсов, творческих работ со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами; работу с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности; визуализирование исторических данных (создание ленты времени и др.); возможность размещения, систематизирования и хранения (накапливания) материалов образовательного процесса; проведение мониторинга и фиксацию хода учебного процесса и результатов освоения основной образовательной программы общего образования; проведение различных видов и форм контроля знаний, умений и навыков, осуществление адаптивной (дифференцированной) подготовки к государственной (итоговой) аттестации; осуществление взаимодействия между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; возможность безопасного доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам и пр. Программное обеспечение компьютеров педагога и обучающихся должно иметь одинаковый интерфейс. Интерактивное оборудование предназначено для визуализации учебного материала, полученного с цифровых и нецифровых носителей, на интерактивном экране, сохранения результатов образовательного процесса и образовательных достижений (формирование портфолио) обучающихся. Копировально-множительная техника предназначена для тиражирования учебного материала, сохранения в цифровом формате результатов образовательного процесса и образовательных достижений (формирование портфолио) обучающихся. Прочее оборудование включает фото и/или видео технику, гарнитуру, устройства для коммутации оборудования. |
1 ед.
1 ед. 1 ед.
1 ед. 1 ед.
1 ед.
1 компл.
|
х
х х
х х
х
х
|
1.2. |
Специализированный программно-аппаратный комплекс обучающихся (СПАК) |
СПАК является составной частью информационно-образовательной среды образовательного учреждения, обеспечивает решение учебно-познавательных задач обучающихся с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). СПАК должен обеспечивать сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Все технические средств СПАК должны быть скоммутированы между собой. СПАК должен включать:
Аппаратное и программное обеспечение компьютера должно обеспечивать: управление учебным процессом; создание и редактирование электронных таблиц, текстов и презентаций; создание, обработку и редактирование звука; создание, обработку и редактирование растровых, векторных и видеоизображений; создание и редактирование интерактивных учебных материалов, образовательных ресурсов, творческих работ со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами; работу с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности; визуализирование исторических данных (создание ленты времени и др.); возможность размещения, систематизирования и хранения (накапливания) материалов образовательного процесса; проведение мониторинга и фиксацию хода учебного процесса и результатов освоения основной образовательной программы общего образования; проведение различных видов и форм контроля знаний, умений и навыков, осуществление адаптивной (дифференцированной) подготовки к государственной (итоговой) аттестации; осуществление взаимодействия между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; возможность безопасного доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам и пр. Программное обеспечение компьютеров педагога и обучающихся должно иметь одинаковый интерфейс. Прочее оборудование включает фото и/или видео технику, гарнитуры, веб-камеры, графические планшеты, устройства для коммутации оборудования, устройства для организации локальной беспроводной сети и пр. |
х
х
|
1 ед. на 1 чел.
1 компл.
|
1.3. |
Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки портативных компьютеров, прочего учебного оборудования
|
Универсальная платформа обеспечивает межпредметное (межкабинетное) использование оборудования. |
1 ед. |
|
2. |
Модуль: лабораторное оборудование |
|||
2.1. |
Обучающая цифровая лабораторная учебная техника
|
Может быть представлена в виде полнофункционального мобильного и/или стационарного лабораторного комплекса (комплексов), предназначенного для организации учебной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, для формирования у обучающихся навыков цифрового измерения результатов проведения натурных экспериментов в пределах учебного помещения и вне его. Обучающая цифровая лабораторная учебная техника включает:
|
один комплект демон-страцион-ного оборудо-вания
|
по одному комплекту оборудова-ния на 4 – 6 чел.
|
2.2. |
Обучающая традиционная лабораторная учебная техника
|
Может быть представлена наборами традиционных лабораторных приборов, используемых обучающимися при постановке экспериментов, наблюдений, опытов по программам учебных предметов и внеурочной деятельности, в качестве дополнения к обучающей цифровой лабораторной технике. |
один комплект демон-страцион-ного оборудо-вания
|
по одному комплекту оборудова-ния на 4 – 6 чел.
|
2.3. |
Учебная техника для отработки практических действий и навыков, проектирования и конструирования |
Может быть представлена наборами конструкторов, робототехники, тренажерами и пр., предназначенными для моделирования, технического творчества и проектной деятельности, отработки практических навыков в области безопасности жизнедеятельности, трудовых навыков и пр. |
х |
по одному комплекту оборудова-ния на 4 – 6 чел. |
3. |
Модуль: наглядные пособия по предметам |
|||
3.1. |
Наглядные пособия по предметам |
Могут быть представлены учебной техникой, обеспечивающей визуально-звуковое представление объекта изучения. Наглядные пособия по предметам включают: электронные образовательные ресурсы (ЭОР), а также традиционные: объёмные пособия – макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т.д.; плоскостные пособия – таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи и т.п. |
один комплект демон-страцион-ного оборудо-вания
|
по одному комплекту оборудова-ния на одного или группу обучающихся
|
4. |
Модуль: информационно-методической поддержки педагогического работника |
|||
4.1. |
Методические материалы для педагогического работника по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе |
Материалы должны содержать руководство пользователя по подключению, наладке комплекта или отдельных модулей комплекта, описание конструктивных особенностей и технологии работы с оборудованием, примеры практической работы с оборудованием, описание порядка постановки экспериментов с использованием оборудования и пр.
|
||
4.2. |
Программы (модули, курсы) повышения квалификации педагогических работников по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе |
Разработанные программы (модули, курсы) могут являться частью программ повышения квалификации, обеспечивающих в соответствии с требованиями ФГОС ООО непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет. |
Оснащение внеурочной деятельности обучающихся, в том числе моделирования, технического творчества и проектной деятельности
Повышенный уровень оснащения образовательного процесса требует создания дополнительного специализированного модуля, при работе с которым деятельность школьников будет носить преимущественно исследовательский характер с использованием расширенного набора цифрового измерительного оборудования и программного обеспечения, современных нанотехнологий и робототехники. Инструментальная среда для моделирования должна представлять собой практикум (виртуальный компьютерный конструктор, максимально приспособленный для использования в учебных целях). Она должна являться проектной средой, предназначенной для создания моделей различных явлений, проведения численных экспериментов.
При организации деятельности обучающихся должны использоваться новые информационные технологии: мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, обучающие компьютерные программы,
электронные библиотеки, которые включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики.
Деятельность обучающихся должна быть обеспечена необходимыми расходными материалами.